vbulletin3 logo green1

Пограннаряд на ксп1ЗАРОЖДЕНИЕ СПОСОБА ОБНАРУЖЕНИЯ НАРУШИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ ПО ИХ СЛЕДАМ НА МЕСТНОСТИ

Поиск следов на местности с целью обнаружения и задержания нарушителей с давних пор находил применение в сторожевой службе по охране границ русского государства. Зарождение этого способа обнаружения нарушителей связано с объективными условиями, в которых осуществлялась охрана границы.

Огромная протяженность границы, густые леса, которые она пересекала на многих участках, глубокий снежный покров зимой, скрытность действий контрабандистов и других нарушителей, использовавших в большинстве случаев для проникновения через границу ночное время, ограничивали возможность их непосредственного обнаружения войсковым наблюдением и редкими дозорами, которыми в ту далекую пору охранялась граница.

Активность, свойственная духу русского народа, пытливый ум и близость к природе простых людей помогли первым пограничникам найти возможность существенно дополнить войсковое наблюдение и службу дозора: это был поиск следов, оставленных нарушителями на местности, обнаружение и преследование нарушителей по их следам. Трудно сказать точно, когда впервые следы стали использоваться в охране границы с целью обнаружения и задержания нарушителей. Можно лишь с большой долей вероятности предполагать, что это имело место еще в период зарождения русской государственности. Русская пограничная служба накопила значительный опыт обнаружения на местности следов нарушителей границы. Этот опыт представляет исторический интерес. Основные положения, связанные с использованием следов на границе для обнаружения и задержания нарушителей, изложены были в ряде документов, регламентировавших службу по охране границы.

Одним из таких документов, в значительной степени обобщившим опыт службы, была «Инструкция службы чинов отдельного корпуса пограничной стражи» - утвержденной 7 декабря 1912 года. В ней имеются многочисленные указания и рекомендации по вопросам обнаружения, сохранения и изучения следов нарушителей границы. Так, инструкция считает, что при организации службы по охране границы «полезно на черте границы иметь конные разъезды для проверки следов в местах, где остается отпечаток таковых...» «Зимой - указывалось в Инструкции, - когда на снегу остается отпечаток следов, охрана границы как днем, так и ночью, может быть открытая - при посредстве дозоров, осматривающих с фонарем следы на границе». Далее обращается внимание на необходимость изучения следовых свойств местности в зависимости от характера грунта. Так, командир отряда обязан был знать: «насколько свойства грунта удобны в отношении распознавания следа» и учитывать условия времени года и свойства грунта при поиске следов нарушителей. Инструкция вменяла в обязанность всем чинам при выходе на границу осматривать местность на предмет обнаружения следов, а по прибытии на место по тревоге «...прежде всего тщательно рассматривать все следы, которые оставили нарушители границы, наблюдая за тем, чтобы прибывшие на тревогу не затаптывали их...» При проверке службы по охране границы требовалось прежде всего «проверить, нет ли следов через границу ...». То же требовалось и при смене нарядов: «Прибыв на участок, новый дозор проходит по границе, осматривает нет ли следов прорыва через черту...» и при их обнаружении открывает тревогу и ведет преследование по следам (ст.759, 925). Таким образом, русская пограничная стража придавала немалое значение обнаружению следов на местности для целей охраны границы. Однако обнаружение и использование следов в охране границы носили характер отдельных разрозненных мероприятий, далеких от какой-либо системы. Поиск следов на участке не являлся повседневным и непрерывным мероприятием по охране границы, так как высылка специальных дозоров для поиска следов считалась не обязательной, а лишь « полезной» (ст.80). Даже зимой, когда на снежном покрове на всем участке оставались отпечатки следов, считалось, что охрана границы лишь «может быть» (ст.81) при помощи дозоров, осматривающих следы. Основное внимание уделялось обнаружению следов непосредственно «на черте границы» (ст.925), вследствие чего использование следов с целью упреждения нарушителей, прорывающихся за кордон, как правило, не имело места. В инструкции прямо указывалось: «...обнаружив следы, идущие из-за границы, ...дозор открывает тревогу и прибывшим на тревогу чинам указывает замеченные следы для преследования прорвавшихся ... Если следы будут идти от нас за границу, то тревоги открывать не следует» (ст.926). Поиск следов велся лишь в отдельных местах там, где на поверхности грунта в его естественном состоянии могли оставаться отпечатки следов. Уместно привести некоторые выдержки из приказов того времени: Из приказа N 59 от 7 июля 1912 года. ... « Стражник поста Баран-Барановского отряда 15-й пограничной Новобржевской бригады Григорий Бакунич, находясь в ночь с 25 на 26 февраля с.г. в подвижном секрете, проверяя около 1.30 ночи устроенное им заграждение, заметил, что нитка, составляющая заграждение, оказалась порванной. Открыв тревогу, он стал осматривать местность и саженях в 200 от черты границы обнаружил следы, идущие от черты границы с твердой межи на пахоту. Через несколько минут с поста Правда прибыли три объездчика, и они начали преследование». Примечательна рекомендация генерал-майора Ушакова об использовании охранной полосы для контроля за движением нарушителей границы - прообраза нынешней контрольно-следовой полосы. «... У пограничной канавы оставлена охранная полоса, на которой отлично заметны следы нарушителей границы. Такое укрепление имеет серьезное значение и облегчает проведение надзора за границей». Таким образом, пограничники давно стремились зафиксировать следы нарушителя и получить сигнал, информацию о нарушении границы. РАЗВИТИЕ СПОСОБОВ ОБНАРУЖЕНИЯ И ПОИСКА НАРУШИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ ПО ИХ СЛЕДАМ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВ МЕСТНОСТИ. ПОЯВЛЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ КОНТРОЛЬНОЙ ПОЛОСЫ. Первая «Инструкция частям войск ВЧК, охраняющим границы РСФСР», была введена в действие приказом войскам ВЧК Республики 15 февраля 1921 года. Несмотря на то, что в этой инструкции излагались лишь основные положения, определяющие организацию охраны границы, в нее было включено несколько статей (28, 47, 55-57, 85), в которых были изложены рекомендации по поиску, изучению и сохранению следов нарушителей границы. Это говорило о том значении, которое придавалось уже в то время этим вопросам. Небольшой срок охраны границы в сложных условиях гражданской войны и перехода к мирной обстановке не позволил советским пограничным войскам накопить и тем более обобщить новый опыт во всех областях их многообразной деятельности. Поэтому первая инструкция в вопросах использования следов не шла дальше основных положений инструкции 1912 года. С годами опыт охраны границы и тщательное изучение местности в пограничной полосе позволили выявить большинство участков земли у черты границы, на поверхности которых оставались хорошие отпечатки следов. Такими были участки с густым и ровным травянным покровом, песчаные отмели по берегам рек, озер, морей; зимою снежный покров. Вдоль таких участков стали чаще всего двигаться пограничные наряды, в связи с чем здесь стали протаптываться, а затем и прокладываться тропы. Это были первые инженерные мероприятия, направленные на обеспечение следов. К концу 20-х, в начале 30-х годов на некоторых участках границы начальники пограничных застав, с целью создания лучших условий для обнаружения следов нарушителей, стали запрещать движение местных жителей, а без оперативной надобности и пограничников, в полосе местности, прилегающей к этим тропам. Таким образом, поиск следов на многих участках стал вестись не на всей площади охраняемого участка, а сосредотачивался в прилегающей к тропе полосе местности, по которой запрещалось движение местных жителей и пограничников. Это были первые контрольные полосы. Появление контрольных полос было шагом вперед в деле создания совершенной системы обнаружения следов нарушителей границы и явилось логическим развитием способа обнаружения нарушителей по следам на основе использования естественных свойств местности. Контрольные полосы вводили элемент целеустремленности и организованности в поиск следов нарушителей границы. Вместо без системного поиска следов на всей площади охраняемого участка, поиск следов сосредотачивался главным образом в узкой полосе, пересекавшей участок вдоль линии границы, обычно в непосредственной близости от нее. Обнаружение и распознавание следов существенно облегчалось и тем, что контрольная полоса не заслеживалась, и поэтому любой след на ней привлекал внимание пограничников, рассматривался как след нарушителя границы. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОБНАРУЖЕНИЯ И ПОИСКА НАРУШИТЕЛЕЙ ГОСУ- ДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ ПО ИХ СЛЕДАМ. ПОЯВЛЕНИЕ ИСКУССТВЕННОЙ КОНТРОЛЬНОЙ ПОЛОСЫ (1931-1941 г.г.). Контрольные полосы в течение двух-трех лет получили значительное распространение на границе - они обеспечивали экономию сил и средств, усилили охрану. Однако эффективность этих полос зависела от естественных условий местности, которые не везде и не всегда были благоприятными и существенно зависели от времени года, погоды и характера грунтов, то есть не обеспечивали возможности надежного обнаружения следов на всем протяжении границы. В то же время необходимость непрерывной охраны границы обязывала обеспечить постоянный и эффективный контроль за местностью на всем протяжении нашей государственной границы и в любых условиях. В эти годы происходило интенсивное накопление опыта охраны границы. Чувство личной ответственности за охрану границы своей вызывало к жизни огромную творческую активность воинов - пограничников. Стараясь не пропустить нарушителей, пограничники изобретали различные способы их обнаружения. Одно время существовала такая система организации пограничной службы, когда группа солдат постоянно охраняла закрепленное за ней направление на участке заставы. Стараясь не пропустить нарушителей, бойцы изобретали различные способы их обнаружения. С этой целью, например, создавались так называемые «шумовые полосы» нагромождались камни на тропах; на путях вероятного движения нарушителей укладывались по земле полосы сухих сучьев и хвороста; создавались простейшие виды сигнализации с помощью консервных банок, подвешенных на проволоке, волчьи ямы, завалы, нитяные поля и т.д. По шуму и изменению положения предметов пограничники определяли нарушение границы и принимали меры к поимке нарушителей. Один из ветеранов пограничных войск генерал-майор П.Босый, вспоминает о том, как возникла первая вспаханная контрольная полоса, пишет , что это произошло на участке одной из застав западной границы в 1931 году. Группа пограничников 9-й заставы Н-ского погранотряда в Белоруссии для контроля порученного ей участка засыпала слоем песка всю дорогу, идущую вдоль границы. Выходя в наряд, каждый пограничник обязан был отнести туда вещевой мешок песку и высыпать его в указанном месте. По их примеру такой способ стала применять соседняя застава. Но широкого распространения он не получил. Все же пограничники 9-й заставы не приостановили своих поисков более рационального и эффективного средства контроля линии границы и вскоре нашли его. Было это в 1931 году. Правый фланг участка заставы проходил в то время по реке Неман. Однажды колхозники села Лунино, Узденского района, решили распахать примыкающий к берегу луг и посеять на нем клевер. Но сделав 10-12 борозд, почему-то приостановили работу. Так вдоль почти всего фланга заставы образовалась вспаханная полоса шириной в 4-5 метров. В один из выходных дней военфельдшер комендатуры тов.Городничий проходя по лугу, он увидел на бороздах свежие следы. Человек прошел совсем недавно. Кто бы это мог быть? Колхозникам здесь делать нечего, и пограничники не появлялись. Городничий пошел по следу. Знакомые отпечатки он заметил и на берегу, у самого уреза воды. Фельдшер начал преследовать неизвестного. Вскоре он добрался до леса, обнаружил там в кустах человека, задержал его и привел на заставу. Задержанный оказался агентом иностранной разведки, только что нарушившим нашу границу. Этот случай натолкнул пограничников на мысль пропахать полосу на всем участке заставы. И ее пропахали. Затем этот опыт переняли другие заставы, комендатуры, отряды. Постепенно, километр за километром, контрольно-следовая полоса опоясала почти всю границу. Она непрерывно совершенствовалась, улучшались методы ее использования. (Журнал «Пограничник» N 3 1957 г. Стр.43). Появление вспаханной контрольной полосы объективно не было случайным актом. Потребности охраны границы настоятельно выдвигали задачу создания контрольной полосы, более эффективной, чем естественная контрольная полоса, которая не могла быть, в силу условий местности, непрерывной и не везде имела удовлетворительные качества. Пограничники накопили большой опыт следопытства и уже хорошо знали и часто использовали для обнаружения следов при поиске нарушителей границы пашню, пахотные участки. Появление вспаханной контрольной полосы в начале 30-х годов уже назрело. Это подтверждается косвенно и тем, с какой быстротой вспаханная контрольная полоса распространилась на границе. В мае 1932 года - впервые в Закавказском пограничном округе на участке Нахичеванского пограничного отряда была введена контрольно-следовая полоса - КСП (Краткий очерк по истории войск Закавказского пограничного округа»). Эпизод о возникновении КСП на участке западной границы описывает и писатель Алексей Высоцкий в книге «Горный цветок» на 14 странице: «...С гор хорошо просматривалась контрольно-следовая полоса восстановленной границы. Рассекая лесной массив, она то исчезала в глубоких оврагах, то снова появлялась на противоположных скатах, взбираясь к линии горизонта. -Здорово придумали КСП, - вслух сказал Шныриков. -Колхозники подсказали, - отозвался Варакин. - Я не шучу, - добавил он, перехватив недоуменный взгляд Шнырикова. - Так и было. Кажется, в тридцать втором году. Прибежал на заставу колхозник: «Чужой прошел!» Его обступили: «Где? Кто видел?» А он: «Ник-то не видел, - наследил...» Оказалось, распахали они у самой границы участок под огород. На рыхлой земле и остались следы нарушителя...». Появление и быстрое распространение в 30-х годах на границе вспаханной контрольной полосы резко усилило охрану границы на огромном ее протяжении, внесло изменения в тактику пограничных войск и послужило фактором серьезного усиления роли инженерных мероприятий, обеспечивающих охрану границы. Назрела необходимость обобщения опыта войск по устройству и использованию в охране границы контрольных полос, с целью совершенствования и распространения этого опыта по всей границе. Это было сделано во «Временной инструкции по инженерно-техническому оборудованию государственной границы Союза ССР (Заграждение и контрольные полосы)», утвержденной 9 февраля 1939 года. В инструкции впервые дано определение контрольной полосы, которая сокращенно стала обозначаться и называться «КП»: «Участки земли, параллельные линии границы, по которым запрещается ходить как наряду, так и местному населению и предназначенные для обнаружения следов нарушителей границы, называются контрольными полосами». Появление вспаханной полосы вызвало необходимость в классификации контрольных полос. «Контрольные полосы - указывалось в Инструкции - делятся на естественные и искусственные. Таким образом к началу 1939 года вспаханная КП уже имела определение, установлен был порядок ее устройства. Издание «Временной инструкции» ознаменовало собой завершение многолетнего периода стихийного и неорганизованного развития специальных инженерных мероприятий, обеспечивающих охрану границы и начало нового этапа в решении задачи обнаружения нарушителей границы по их следам на местности. Вышедшие в 1940 году «Устав пограничной службы войск НКВД СССР» и «Инструкция о службе пограничной комендатуры» (утверждена 21.2.1941 г.), закрепили положение, о том, что «...правильно организованный участок охраны границы должен иметь ... контрольную полосу (летнюю и зимнюю). Таким образом, к началу Великой Отечественной войны пограничные войска создали стройную систему обнаружения и поиска нарушителей государственной границы по их следам на местности на основе использования не только естественных свойств местности, но и искусственно улучшая эти свойства путем осуществления инженерных мероприятий. ВСЕОБЩЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБНАРУЖЕНИЯ И ПОИСКА НАРУШИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ ПО ИХ СЛЕДАМ НА БАЗЕ КОНТРОЛЬНО-СЛЕДОВОЙ ПОЛОСЫ (1941-1962 гг.). Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз переместила центр тяжести охраны границы в область ее военной защиты. Особое значение приобрела охрана границы с Турцией. Напряженным оставалось и положение на наших восточных границах, где Япония, готовясь к нападению на Советский Союз, усиливала заброску своей агентуры и провокации на границе. Государственная граница Советского Союза на юго-востоке и на востоке на значительном протяжении проходит по горной, горно-лесистой, песчано-пустынной местности, по рекам. Таким образом, в военные годы контрольно-следовая полоса стала находить применение на горных и горно-лесистых участках, в песчаной пустыне, повсюду показывая высокую эффективность в охране. Победоносное окончание Великой Отечественной войны по-новому поставило многие вопросы инженерного обеспечения охраны границы. Вскоре после окончания войны было разработано и 30 августа 1947 года введено в действие «Наставление по инженерно-техническому оборудованию государственной границы СССР. (Инжтог-47). Наставление закрепило термин - «контрольно-следовая полоса» и уделило вопросам устройства и содержания КСП много внимания и места. Наставление, отражая большое значение КСП в охране границы, утверждало ее как один из основных элементов инженерного оборудования местности на границе, рассматривало КСП не узко технически, а во взаимосвязи с комплексом инженерных сооружений на участке. КСП прочно утвердилась на границе и на основе рекомендаций нового наставления интенсивно строилась, перекрывая все новые и новые участки границы. В 1947 году стала применяться сигнализационно-заградительная система «Клен-М». «Клен-М» была первой системой, органически сочетавшей в себе сигнализацию и заграждение. Внедрение в охрану границы системы «Клен-М» казалось бы снижало роль контрольно-следовой полосы, поскольку «Клен-М» давала немедленно информацию о месте и направлении движения нарушителей. Однако практика охраны границы вскоре показала, что новому техническому средству охраны границы агентура империалистических разведок противопоставила различного рода ухищрения при его преодолении. Лишь при совместном использовании системы «Клен-М» и контрольно-следовой полосы обеспечивалась эффективность технического средства. На участках, оборудованных системой «Клен-М», роль КСП заключалась в том, что она обеспечивала уточнение места нарушения и направления движения нарушителей и облегчала определение их числа. Появление в 1955 году и внедрение на границе с капиталистическими странами новой сигнализационно-заградительной системы «С-100» не уменьшило значения и роли КСП в охране границы. Новая система не давала информации ни о направлении движения нарушителей, ни об их числе. Роль КСП на участках, оборудованных системой «С-100», заключалось в том, что она обеспечивала уточнение места нарушения, а также определение направления движения и числа нарушителей. Уже к 1955 году важнейшие участки государственной границы были перекрыты контрольно-следовой полосой. Так, Закавказский, Азербайджанский и Туркменский пограничные округа, охранявшие границу с Турцией и Ираном, при общей протяженности сухопутной государственной границы 3005,7 км, имели на 1.1.1956 г. 3840,3 км контрольно-следовой полосы. В 1954-1956 гг. вышли в свет новые инструкции по организации охраны государственной границы, а в начале 1958 года - новое «Наставление по инженерно-техническому оборудованию государственной границы» (Инжтог-57). На основе обобщения многолетнего опыта охраны границы в наставлении сформулирована общая идея, которая должна быть положена в основу определения удаления трассы КСП от линии границы. Оно «...должно способствовать упреждающим действиям пограничной заставы по задержанию нарушителей при обнаружении следов на полосе в сторону границы». В наставлении и в инструкциях значительное внимание уделено вопросам организации проверки КСП при помощи аккумуляторных следовых фонарей и специальными приборами ночного наблюдения с освещением инфракрасными лучами. Всего по Союзу на 1.1.1960 г. протяженность КСП составляла 12257 км, системы «Клен-М» - 1731 км и системы «С-100» - 1918 км. Таким образом, контрольно-следовая полоса остается наиболее распространенным инженерным сооружением на границе. В 1960 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено Положение об охране государственной границы Союза ССР. На основе Положения в 1960-61 гг. вышли в свет новые инструкции по охране государственной границы СССР. Разработанные с учетом накопленного пограничными войсками огромного опыта охраны границы, новые инструкции внесли серьезный вклад в теорию охраны границы. С большой полнотой и в то же время сжато изложен в них и опыт обнаружения и поиска нарушителей границы по их следам. Новые инструкции закрепили за контрольно-следовой полосой ее положение основного инженерного сооружения, обеспечивающего обнаружение следов нарушителей и контроль за ненарушимостью границы. Практика охраны границы подтвердила высокую эффективность сочетания средств сигнализации с контрольно-следовой полосой, в связи с чем КСП и сигнализационные системы прокладываются рядом. Во всех случаях срабатывания сигнализации немедленно на соответствующем участке проверяется КСП. Система обнаружения и поиска нарушителей границы по их следам получила широкую инженерную базу - контрольно-следовую полосу и на ее основе превратилась в одно из наиболее эффективных средств охраны границы.


Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

В соответствии с российским законодательством, Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР. При этом границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.

Описание (форма, вид, размеры) и порядок установки пограничных знаков определяются международными договорами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации.

В соответствии с установившимся в международной практике порядком, Государственная граница устанавливается путем делимитации и демаркации (редемаркации).

Делимитация – определение места прохождения и направления границы с нанесением ее на карту и описанием прохождения границы в договоре о делимитации.

Демаркация – установление линии границы на местности и обозначение ее специальными знаками. Проводится на основе договора о делимитации и оформляется протоколами-описаниями, подробными картами прохождения границы и расположения пограничных знаков, а также другими документами, называемыми демаркационными. Осуществляется смешанными комиссиями.

На тех участках границы, где пограничные знаки со временем или в силу других обстоятельств полностью или частично утрачиваются, проводится редемаркация, то есть восстановление границы и пограничных знаков по прежним документам ее демаркации.

погранстолб bigПограничный столб

Одними из древнейших пограничных знаков на наших землях считались вкопанные в землю деревянные колья — «чурки», названные так по имени Чура, славянского бога очага, оберегавшего границы земельных владений...

В VI — VII веках нашей эры территория современной Беларуси стала заселяться славянскими племенами, и к IX веку здесь формируются племенные союзы кривичей, дреговичей, радимичей. Образовываются княжества. В те времена между ними еще не существовало границ в современном понимании. Однако, как и в более древние времена, на «межах» или «рубежах» устанавливались так называемые граничные знаки, обозначавшие пределы владений.

Одними из древнейших пограничных знаков на наших землях считались вкопанные в землю деревянные колья — «чурки», названные так по имени Чура, славянского бога очага, оберегавшего границы земельных владений. В лесу использовались специальные зарубки на деревьях — например, кресты или просто отсеченные куски — «грани», в поле насыпали небольшие «капцы», у основания которых клали камни, куски гончарных изделий и т.п., чтобы было понятно, что это создано людьми. Довольно часто границы княжеств обозначали огромные валуны типа широко известных «Борисовых камней» с выбитыми на них надписями.

В новое время стали появляться специальные пограничные знаки в виде столбов. Так, известен пограничный столб Великого княжества Литовского на границе с Российской империей (XVIII век). Это был высокий (до 2,5 метра) кирпичный столб, на котором изображались герб Речи Посполитой и название государства.

В XIX веке кирпичные столбы заменяются на высокие граненые из дерева, окрашенные обычно в несколько цветных полос. Подобные символы границы были и в Российской империи. В советский период деревянные столбы стали раскрашивать в красные и зеленые полосы, а у верхушки крепили металлическую табличку с гербом СССР.

Основные пограничные знаки Российской Федерации

Железобетонный пограничный столб

высота столба от уровня земли - 200 см

сечение – 22х18 см

высота венчающей пирамиды – 9 см

ширина красной верхней полосы – 46 см

ширина остальных полос:

красных (4) – 19 см

зеленых (4) – 17 см

высота отмостки – 10 см

размеры герба:

высота – 22 см

ширина – 20 см

Деревянный пограничный столб

высота столба от уровня земли – 206 см

сечение – 22х22 см

высота венчающей пирамиды – 10 см

ширина красной верхней полосы – 48 см

ширина остальных полос:

красных (4) – 20 см

зеленых (4) – 18 см

высота отмостки – 6 см

размеры герба:

высота – 22 см

ширина – 20 см

Нужные добавки

Лучше всего использовать щебень разных фракций для предотвращения образования пустот между камнями в смеси. Также для получения прочного железобетонного столба можно добавлять в приготовляемый раствор различные добавки:

  • пластифицирующие – они помогают получить более жидкий раствор благодаря текучести смеси;
  • супер пластифицирующие – помогают использовать меньшее количество воды, повышают прочность, морозостойкость, водонепроницаемость;
  • замедляющие процесс отвердевания – могут использоваться в жаркое время года;
  • ускоряющие процесс отвердевания раствора – их используют при температуре от + 35˚ С до -5/10˚С;
  • воздухововлекающие – аэрирующие – повышают морозостойкость смеси и изделия из нее.

Чтобы самостоятельно приготовить хороший бетонный раствор, необходимо также позаботиться о воде. Как правило, она соответствует показателям питьевой воды, не должна содержать никаких примесей.

Важно! Для получения более жидкого состояния бетонного раствора ни в коем случае нельзя добавлять воду. Густую смесь следует развести цементным тестом.

В шаге от границы

Приготовив раствор, следует залить его в опалубку, предварительно разместив в ней арматурный каркас для прочности и устойчивости столба. Каркас изготавливается из прутьев при помощи сварки. Готовую опалубку заполняют бетонным раствором.

При этом нужно помнить, что во избежание образования воздушных ям в смеси, ее следует уплотнять при помощи вибратора. Заполненную, уплотненную опалубку оставляют на 3-4 дня до полного его затвердения. После чего опалубка снимается, и столб можно устанавливать в грунт и укреплять полным или частичным бетонированием лунки. Затем на установленный столб наносятся полосы красного и зеленого цвета, и монтируется герб. Такой столб прослужит не один десяток лет.

Пограничный анекдот

карикатура

Пограничник с собакой идет вдоль границы. Шорох в кустах. Пограничник собаке:

- Иди, посмотри, что там такое.

- Пошел ты! Я и отсюда могу погавкать.

 Что их объединяет?..
Три пограничника Три богатыря1
  ... они во все времена на страже Родины!

Знаете ли Вы?..

Русский лучникРусский лук. Лучники.

Русские лучники, вопреки расхожему мнению о доблестных английских стрелках, по качеству стрельбы и боеспособности оружия превосходили многие нации.

Подробнее...